icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Иркутское время
15:38
Среда, 8 Декабря
Рекламный баннер 990x90px top

До края жизни с музыкой дойти

2014-02-27

-Нам представилась возможность связаться с семьей известного педагога и музыканта, воспользоваться семейным архивом, так как уже не первый год в рамках исследовательской работы мы собираем материалы о жизнедеятельности музыкантов учреждений п. Бохан.

Петр Павлович Хамутаев родился в 1927 г. в улусе Харазаргай, в семье колхозника. Рано потеряв отца, воспитывался у родственников. Начало его пути по земле, как у всех, обычное: школа, работа в колхозе, учеба в педагогическом училище. В 1958 году он окончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Дипломированный специалист работал в бурятском драмтеатре Улан­-Удэ, но семейные обстоятельства продиктовали другой сценарий жизни, и Петр Павлович вынужден был переехать в Усть­-Ордынский округ. 30 лет жизни до выхода на заслуженный отдых он отдал музыке, бурятскому языку и литературе, работая преподавателем в Боханском педагогическом училище. Именно здесь и пригодилось его актерское дарование. В пору, когда молодежь из далеких деревень приезжала получать образование в районный центр, встреча с такой личностью была подарком судьбы. Студенты того времени отмечали, что он был мастером перевоплощения: за несколько минут мог предстать перед своими учениками в самых неожиданных образах.

Сцена всегда была мечтой Петра Павловича, поэтому он занимался художественным словом: чтение бурятских сказок в лицах вышло за пределы уроков и вечеров училища и нашло своих слушателей в Домах культуре п. Бохан и п. Усть­Ордынский. Петр Павлович выступал и как участник в составе различных концертов, и с собственными программами. Щедро одаренный природой, он владел не только бурятскими инструментами ­ хуром и лимбой, но и хорошо играл на аккордеоне.

В 1965 году музыканты училища предприняли поездку  по Усть­-Ордынскому округу, в первую очередь в с. Харазаргай, на родину П.П. Хамутаева. Тогда лошади и тракторные сани были единственными средствами передвижения. Несмотря на трудности, под Новый год самодеятельные артисты подарили радость десяткам жителей нашего округа.

На протяжении 15 лет Петр Павлович аккомпанировал известному улигершину ­ сказителю А. А. Тороеву, выступал с ним по улусам Агинского национального округа, Читинской области и Бурятии.

Вся жизнь Петра Павловича с молодых лет связана с бурятским устным песенным народным творчеством. Он упорно продолжал пропаганду старинного бурятского народного искусства, даже в то время, когда в бурятских улусах совсем, казалось, исчезли старинные песни и танцы, замолчали мелодии бурятских музыкальных инструментов. Отдав полжизни художественной самодеятельности педагогического училища и округа, Петр Павлович мечтал и надеялся, что игру на народных инструментах подрастающее поколение не забудет.

Десять лет его жизни связаны с работой в самодеятельном творческом коллективе «Степные напевы». В составе ансамбля в 1977 г. он участвовал на I Международном фольклорном фестивале в г. Карл­-Маркс-­Штадт.  В дневниковых записях П. П. Хамутаева о поездке в ГДР читаем: «Нам выпала большая честь быть участниками большого международного праздника искусств. Но чтобы стать его участниками нам пришлось много поработать. Тяжелая работа продолжалась два месяца. Программа получилась разнообразная. Нас принимали с большим интересом, некоторые номера принимали на «бис»». Стараниями таких музыкантов как Е.Е. Буяев, П.П. Хамутаев создавалась славная история культуры нашего округа. Нашим землякам рукоплескали 6 стран Европы: ГДР, Чехословакия, Австрия, Швейцария, Италия, ФРГ.

После Е.Е. Буяева Петр Павлович долгое время продолжал руководить оркестром народных инструментов при педагогическом училище. С оркестром выступали на сцене районного Дома культуры п.Бохан, п.Усть­Орда, выезжали с концертами в разные районы округа, Бурятии.

Настал час, и замер голос оркестра, потому что завершился земной путь многих его певцов. На два десятилетия замолчали бурятские народные инструменты. Но в свой срок вновь появляются волонтеры, останавливающие процесс стирания с лица земли самого важного для каждого народа ­ его культурных традиций. В 2002 году Юрий Курочкин, педагог музыкальной школы п. Бохан, решил возродить музыкальный коллектив. В одной творческой связке с ним оказалась одна из участниц первого оркестра ­ Ю. И. Сонголова. К этому моменту она имела за плечами солидный педагогический стаж: 20 лет способствовала возрождению и развитию родного бурятского языка и культуры в стенах Боханского педагогического училища, она «Отличник народного просвещения». Сегодня на вопрос, какая сила ведет культуру ее древнего народа вперед,  не задумываясь, отвечает:

­ Это зов крови. Я часто размышляла над этими вопросами. Неужели исчезнут инструменты и замолчат их голоса? Но время как­то все возвращает на свои места.

Поток реки времени неизменен. В ее водовороте исчез человек, с именем которого и связана эта статья. Но остался в людской памяти остров его человеческих дел. И нас не оставляет мысль о справедливости Судьбы, забросившей П.П. Хамутаева в Боханское училище. Безусловно, он мог блистать на сцене бурятской драмы. Но разве спрашивает Судьба Великих, где им лучше? И разве не суждено было и Петру Павловичу, актеру, музыканту, педагогу своей жизнью и благодатными для его соплеменников, учеников и коллег, друзей делами осветить землю его далеких предков? И разве погасла звезда его трудов? Нет, она светит. Дело и мечту Петра Павловича продолжает и воплощает в современную жизнь его внучка Анастасия. Она учится в музыкальной школе по классу народного инструмента чанза. Его помнят благодарные ученики и коллеги. Вспомним и мы, отдавая дань памяти негаснущей звезде бурятского народа, которую, по словам поэта Алексея Дидурова «И смерть сама не в силах зачеркнуть».

Светлана Белая,  Людмила Белая,  Боханская школа №1

1874

Оставить сообщение: