icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Иркутское время
01:24
Суббота, 29 Января
Рекламный баннер 990x90px top

Летопись родного края: МБОУ «Боханская СОШ №1»

14:41 28.11.2021

Образовательная организация родного края прошла долгий и нелёгкий путь от одноклассного приходского училища до современного инновационного образовательного учреждения.

В первой четверти XIX века на территории Усть-Ордынского бурятского округа существовало лишь одно учебное заведение – Идинское инородческое училище, которое было открыто в пределах Идинской степной думы в 1816 году. Но по официальным данным это заведение считается открытым в 1862 году, с этого момента школа и ведет отсчет своей истории.

Первым учителем был Иван Иннокентьевич Пирожков – житель улуса Бохан, выходец из богатой семьи. В школу пришли 18 детей из улусов Бохан, Шунта, Укыр, Каха, Янгуты, Бильчир, в основном дети зажиточных слоев населения. В числе первых учеников училища был Петр Никифорович Дамбинов (Солбонэ Туя), бурятский советский писатель и деятель культуры 20-30-х годов.

После смерти И.И. Пирожкова его деятельность продолжил И.И. Инкижинов.

В 1898 году Идинское училище было преобразовано в двухклассное училище с женским отделением с шестигодичным обучением, а в 1917 году – в Высшее начальное училище, первым директором которого стал Д.А. Абашеев, позже В.Б. Кульвановский.

В этот период большую просветительскую работу проводили учителя М.М. Константинов, А.А. Флоренцова. Признательность и добрую память бурятского народа заслужили и другие подвижники-просвещенцы в Бохане: И.Н. Инкижинов, И.Ф. Инкижинов, О.И. Шаракшинов, М.И. Майорова, А.А. Убугунов, И.С. Бардамов, М.М. Хамаганов.

В 1921 году училище было реорганизовано в Школу второй ступени с педагогическим уклоном, директором ее стал Н.А. Петропавловский. В конце 20-х и начале 30-х годов XX века по направлению Министерства просвещения РСФСР в школе работали выпускники педагогических вузов Москвы, Ленинграда, Томска и других. Эта школа просуществовала до 1932 года и подготовила более сотни учителей, многие из которых впоследствии стали видными работниками, учеными, заслуженными деятелями искусств и культуры.

Одними из первых выпускников Боханской школы 2-ой ступени были Александр Митахович Убугунов и Павел Ильич Малахинов, доктора экономических наук, Николай Иванович Иванов, доктор физико-математических наук, Иннокентий Алексеевич Молдаванов, кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы, Иван Ильич Пирожков, один из первых инженеров авиации в Бурятии, Иван Логинович Дуреев, заслуженный врач республики.

В 1932 году школа разделилась на семилетнюю школу и Боханский педагогический техникум им. Доржи Банзарова, организованный на базе старших классов. Эти два учреждения находились в одном здании и продолжал ими руководить Н.А. Петропавловский.

В 1938 году Боханская семилетняя школа была преобразована в десятилетнюю, в ней насчитывалось около 400 учеников. Руководил школой М.М. Хамаганов. В послевоенные годы количество учеников увеличилось вдвое, так, в 1948-1949 учебном году уже обучалось 819 человек.

В 1958-1959 учебном году по стране было введено всеобщее семилетнее образование. Под руководством М.Л. Дамешека (директор школы в 1950-1966 гг.) в мастерской школы появились металлорежущие станки, слесарные инструменты и 15 фабричных верстаков.

Михаил Леонтьевич Дамешек, мудрый, интеллигентный, профессионал своего дела, пользовался заслуженным уважением не только среди коллег и учеников, но и жителей всего Боханского района. Одной из важных его заслуг было планирование строительства нового здания школы, которое действует и по сей день. Вместе с Дамешеком трудились учителя Е.М. Басина, Н.Л. Ширимов, Р.В. Попова, Л.И. Пашкова, Т.В. Снегирь, А.К. Волкова, Т.О. Айзельт, Г.П. Шустак, П.П. Прокопьев, А.П. Приходченко, Е.Х. Хомонова, Т.П. Азаргинов, О.Н. Болотова, Р.Н. Убугунов, Т.Б. Имекова, М.Д. Шохонов, Р.П. Баглаев, Л.И. Никифоров, К.А. Сыренова и другие.

В 70-80-е годы педагогический коллектив школы апробировал новые формы и методы обучения, повышал свое педагогическое мастерство, боролся за улучшение качества знаний. Директор Михаил Дмитриевич Ильин (1972-1990 гг.) позаботился об укреплении учебно-материальной базы школы и, прежде всего, техническом оснащении кабинетов.

Вместе с М.Д. Ильиным трудились Л.И. Пашкова, Р.В. Попова, Р.М. Романов, Н.Г. Романова, Н.М. Романова, Е.П. Халтанова, А.М. Алганаева, З.А. Готолова, Г.С. Божкова, У.Я. Ильина, О.А. Тороева, К.В. Питонов, А.Н. Битаева, А.А. Бадашкеев, М.И. Лескинен, З.И. Иванова, Л.Б. Бодоева, А.А. Балдунникова, А.Н. Ушнаева, Р.П. Николаева, В.А. Карлов, Н.П. Халбаева, В.Б. Еремеев, Е.И. Дадуева, Л.Б. Мантракова, Н.В. Ивчик, Е.В. Вильченко, Т.А. Герасимова, Г.И. Беляевская, А.Н. Вахрамеева, Э.А. Протопопова, Л.Н. Башлеева, Л.В. Генералова, Н.К. Онгоева, Н.К. Батудаева и другие.

В 90-е годы Боханская средняя школа №1 оставалась лидером внедрения новаций в образовании среди образовательных учреждений Боханского района. В 1992 году под руководством директора С.М. Убугуновой в школе открылись лицейские классы, а в учебном плане появились дополнительные предметы: мировая художественная культура, основы риторики, психологии, истории мировых религий, русская словесность, культура речи. Для того, чтобы уроки проходили более эффективно, привлекались специалисты Иркутского педагогического университета.

Администрация школы установила тесный контакт с лабораторией сельской школы Иркутского института повышения квалификации работников образования. В 1994 году (директор В.М. Убеева) были заключены договоры с Иркутским сельскохозяйственным институтом, Иркутским педагогическим институтом о проведении совмещенных экзаменов за курс среднего образования и одновременно вступительные экзамены в ВУЗы.

Активное взаимодействие давало свои результаты: в 1993 году школа приняла участие в открытом конкурсе по английскому языку «Freedom Support Act» в рамках программы обменов учениками средних школ с проживанием в США сроком на 1 год. Ученица 10 класса Батуева Анна получила приглашение на годичное обучение в Соединенных Штатах Америки. В 1995 году Онгоева Надежда Кимовна, учитель математики, стала победителем международного конкурса в номинации «Школьный учитель», организованный фондом Сороса.

В новом столетии руководство школы продолжило славные традиции прошлого, одновременно внедряя инновационные методы работы. В 2002 году директором Н.К. Онгоевой составлена «Программа работы с одаренными детьми», разработаны «Требования к учителям, работающим в лицейских классах с одаренными детьми», «Рекомендации учителям и родителям для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания». В школе совершенствуется система ученического самоуправления.

В 2006 году педагогический коллектив (директор А.А. Асташкинова) включился в экспериментальную работу по теме «Организационно-педагогические условия профилизации учебно-воспитательного процесса». Целенаправленная деятельность коллектива принесла положительные результаты, первый выпуск профильного класса в 2007 году - это 100% поступление учащихся в ВУЗы страны.

В 2007 году МОУ «Боханская СОШ №1» становится победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные технологии и получает грант в размере 1 миллион рублей на оснащение материальной базы школы. В этом же году (директор Е.П. Петрова) педагогический коллектив школы работал по теме: «Внедрение технологий личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе». На базе школы проходили межрайонные и региональные научно-практические конференции и семинары.

Следующим шагом на пути развития первой школы стало присвоение статуса «Образовательное учреждение-лаборатория» в 2010 году (директор Н.К. Онгоева). В школе была создана проектная команда по реализации проекта «Создание творческой среды для выявления латентных талантов в школе», определены направления работы по реализации проекта.

С 2017 г. (директор Е.А. Павлова) школа действует как региональная инновационная площадка. В МБОУ «Боханская СОШ № 1» были заявлены и получили одобрение 3 инновационные площадки: пилотная площадка опережающего введения ФГОС СОО, «Интерактивные формы методической работы – инструмент развития профессиональных компетенций педагога», «Обеспечение преемственности основных образовательных программ, форм организации образовательного процесса основного общего и среднего общего образования». Разработана Программа развития на 2018-2023 гг. «Школа саморазвития и самореализации». В школе проводятся обучающие семинары для педагогов, под руководством заместителя директора по научно-методической работе П.Ф. Бахматовой организуется работа творческих (проблемных) групп.

Чтобы обобщить накопленный опыт инновационной деятельности, осенью 2020 года был проведен региональный семинар «Интеграция урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования для личностного роста и профессионального самоопределения обучающихся». Это мероприятие стало визитной карточкой школы на региональном уровне и получило самую высокую оценку у всех участников семинара.

Коллектив педагогов Боханской средней школы № 1 отличается высоким профессионализмом, стремлением дать своим ученикам все самое лучшее: знания, нравственные ценности, любовь к жизни, к своей малой родине, школе. Результатом работы стало присуждение обучающимся Премии Президента РФ в поддержку талантливой молодёжи и премии Губернатора Иркутской области, а также победы учеников в областном конкурсе «Молодёжь Иркутской области в лицах».

Т.Г. Бураева, заместитель директора по воспитательной работе,

Алина Лархаева, кружок «Юный журналист»

680

Оставить сообщение: