icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Иркутское время
14:40
Среда, 8 Декабря
Рекламный баннер 990x90px top

Педагогическое училище в годы войны

2021-11-13

В годы Великой Отечественной войны педагоги и воспитанники училища, большую часть которых составляли женщины, с тревожным вниманием следили за трагическими событиями на западе. В напряженном ожидании победного часа коллектив ни на миг не прекращал работу.

Желающих поступить в училище в военные годы было много. Здесь у молодежи была возможность получить не только образование, но и материальную помощь в виде ежемесячной стипендии, хлебные карточки (500 граммов хлеба в день), мыло и керосин. Скромное, но все же двухразовое бесплатное питание позволяло не думать о еде хотя бы на время. И тем не менее, учащиеся, не получавшие помощь от родственников, голодали. Зачастую классные журналы фиксировали низкую посещаемость занятий - многие за продуктами пешком уходили домой, в соседние деревни.

Е.С.МалковаВ памяти Ефросиньи Степановны Малковой всплывает образ однокурсницы Саши Бондаренко, которая ходила за хлебом и картошкой в Тихоновку. Возвращаясь через 3-4 дня, девушка плакала от боли, обмотав платками обмороженные колени. В те суровые годы многие молодые люди из бедных семей и понятия не имели о хорошей обуви, некоторые носили деревянные башмаки и с наступлением холодов бросали учебу, распрощавшись с мечтой об образовании.

Занятия проходили в одну смену. Не было чернил, ручек, карандашей, тетрадей, учебников. Порой студенты использовали марганцовку, сажу, угольки – ими писали на газетах и в книгах между строк. Химические карандаши в руках соседок по парте вызывали немой восторг и зависть у остальных.

Малое количество или отсутствие учебной и художественной литературы усложняло изучение общеобразовательных предметов. Воспитателям приходилось пополнять багаж знаний учеников различными внеклассными работами, национальными вечерами, спектаклями. Благодаря самоотверженному труду учителей и директоров учебно-воспитательный процесс в годы войны не прекращался ни на день.

Директором педагогического училища с 1941 по 1942 годы был Иннокентий Ильич Бортников, впоследствии переведенный на пост секретаря Осинского аймачного комитета ВКП(б). В 1941 году в одной из статей газеты «Колхозная правда» он пишет: «…Только за последующие шесть лет педучилище дало школам округа 190 учителей. Часть из них сейчас работает заведующими школами, заведующими учебной частью, учителями неполных средних школ. В этом году училище выпустило более 100 человек. Стационар окончило 52 человека, десятимесячные курсы – 33 человека и на 3 курсе заочного отделения обучилось 38 человек.

В грозные дни Отечественной войны учащиеся провели большую работу. Во время каникул они выработали больше 8 тысяч трудодней, а также организовали несколько бригад, которые работали в колхозах и выработали 1560 трудодней. Коллективом училища собрано вещей для бойцов РККА больше чем на 2000 рублей и деньгами в фонд обороны внесено 1600 рублей. Многие наши выпускники, окончив военные школы, с оружием в руках защищают социалистическую Родину.

Сейчас перед нами стоит большая задача – сделать набор первоклассников. Ремонт здания, заготовка дров уже проведены. Педучилище готово своевременно начать новый учебный год».

Лето 1941-го было жарким, но в душах у рано повзрослевших детей войны не было радости. Изнурительный труд складывался в дни, дни – в недели, месяцы, годы. Они наравне с колхозниками трудились, не покладая рук, во благо Родины. Коллективный лозунг «Все для фронта, все для победы!» вел их долгие трудные годы. К учебе приступали только с 1 октября или с 1 ноября. В свободное от занятий время возили сено, солому для подсобного хозяйства. Зимними вечерами девушки готовили теплую одежду для фронтовиков: вязали носки и варежки, шили кисеты, собирали посылки. Преподаватели и обслуживающий персонал училища организовывали сбор теплых вещей для защитников, один из эпизодов отражен в газете «Колхозная правда» за № 111 (952) от 21 сентября 1941 года: «…Сторож училища старик Мокренко сдал для нужд бойцов новую телогрейку. Преподаватель русского языка тов. Фомина А.И. для нужд Красной Армии сдала теплое пальто. Тов. Щеголев сдал теплые ватные брюки. Сдано несколько шапок, рукавиц, теплых носков и прочие вещи. Директор И.И. Бортников внес в отделение госбанка на счет фонда обороны 300 рублей. Его супруга, преподаватель, – 50 рублей. Все остальные учителя решили ежемесячно отчислять в фонд обороны однодневные заработки».

Особое внимание продолжали уделять военной и физической подготовке учащихся. В училище все было военизировано. Т.С. Зарсаева, выпускница 1945 года, вспоминает: «Студенты делились на роты, взводы, отделения. Я была командиром отделения и несла ответственность за учебу, посещение и обучение военному делу 10 студентов. Ежедневно проводили утреннюю проверку, затем шли строем и пели военные песни по центральной улице Бохана, где обязательно нас встречал военком района, а мы, вытянувшись, строевым шагом приветствовали его».

На уроках военного дела изучали различные виды оружия: гранату, ТОЗовку, станковый пулемет. Военное дело вели учителя-фронтовики: Сумин из села Каменка, С.Ф. Коваль. С 1938 года выпускников отправляли в Улан-Удэ для прохождения военной подготовки в клубе Осоавиахима, выезжали на военные сборы в лагеря многих городов.

Боханское училище за годы войны выпустило 167 учителей со средним специальным педагогическим образованием. Воспитанники, выходя из стен училища, вливались в ряды немногочисленных учителей – активных общественных деятелей. Жители округа всегда ощущали их поддержку, но в годы войны учителя стали их главной опорой в борьбе за выживание. Учительские коллективы работали в обстановке, которая была обусловлена сложностями военного времени. Они сумели объединить вокруг себя всех детей школьного возраста и сплотить их для участия в великих трудах страны.

М.М. Батуева, руководитель музея Боханского педколледжа

 

363

Оставить сообщение: