icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Иркутское время
02:14
Среда, 22 Сентября
Рекламный баннер 990x90px top

Оркестр гремит басами

2020-08-22

История оркестра началась в далеком 1971 году, когда директором Олонского Дома культуры стал Виктор Константинович Чумаков. Будучи школьником, он сам играл в оркестре и загорелся идеей воссоздать его на базе ДК. Кое-какие инструменты уже имелись, другие собирал по клубам и начал заниматься со школьниками. К самодеятельности подтянулись те, кто раньше играл на духовых, и уже в марте 1973 года оркестр дал свое первое выступление, а через пять лет получил звание «народного».

35 лет отдал этой работе первый руководитель, а с 2007 года, когда Виктора Константиновича не стало, его детище подхватил сын Георгий. С детства он играл в оркестре, как сам признается, в пятом классе напросился. После школы выбрал профессию инженера по кинооборудованию и сразу после армии пришел на работу в клуб. Все время играл в оркестре, работал вместе с отцом, на практике приобретая опыт и мастерство.

Отец обучил его нотной грамоте, и по сей день Чумаков-младший учится, стараясь находить для себя и своих подопечных что-то интересное, необычное, не чураясь современной музыки. Репертуар у оркестра большой, регулярно обновляется, к примеру, очень необычно звучат в исполнении духового оркестра песни Лободы. «Так интересней, - смеется Георгий Викторович, - некоторые мелодии уходят, но всегда можем достать старые ноты и сыграть». Так было, когда участники оркестра разучили мелодии ушедшей советской эпохи и выступили на празднике, посвященном юбилею ВЛКСМ. «Сейчас гораздо проще и интереснее, многие ноты и мелодии можно найти в интернете», - новые мотивы Чумаков редактирует, раскладывая по партиям, а затем разучивает вместе с оркестрантами. И бережно хранит тетради с нотами, записанные его отцом.

Георгий Чумаков работает в должности дирижера оркестра, но для своих ребят он и руководитель, и концертмейстер, и учитель. Сегодня в коллективе постоянно участвует 25 человек, в основном школьники и студенты. В самом начале, в 70-80 годы, в постоянном играющем составе было много мужчин, которые, приходя с работы, занимались чем-то для себя интересным. Постепенно взрослых осталось мало, руководитель коллектива сокрушается, что происходит чересчур быстрая смена поколений. Сейчас самые играющие музыканты – студенты, ребята, закончившие школу в прошлом году. Это основной состав, оркестр без них не сможет выступать.

Каждый год приходят новички, поэтому для Чумакова обучение – постоянный процесс. Имея немалый опыт, руководитель оркестра уже может определить, у кого есть потенциал, и отмечает, что кроме способностей, нужно еще и желание. «Бывает, запишется ребенок, походит неделю и теряется. Я ребятам повторяю – это не кружок, это оркестр, мне музыканты нужны. Если ты согласен, то будем работать». В оркестр приходят школьники с 3-4 класса, как объясняет руководитель, помимо физической развитости они и считать еще должны хорошо, в музыке важно понимать длительность, уметь отсчитывать паузы и дроби. Ребята изучают нотную грамоту, потом руководитель дает для разбора легкие нотки. Самое сложное – подсадить новичков в оркестр, где играет сразу много инструментов.

– Они должны вокруг музыку слышать, видеть и понимать дирижера, слышать барабан с басами и считать доли правильно. Процесс получается многокомпонентный, поэтому начинаем с двух-трех легких мелодий, а дальше занимаюсь с основным составом, - рассказывает о своей работе Георгий Викторович. - Во время выступлений, если барабанщика нет, я сажусь на ударные. Оркестр привык меня спиной чувствовать, счет дам, и все, ребята меня слышат – как я стучу, так они и играют. Если кто-то плохо сыграл, значит я или лишнюю нагрузку дал, они не могли столько исполнить, или недосмотрел во время репетиций, - определяет свою зону ответственности руководитель.

Первые азы для ребят – научиться различать инструменты, важно, чтобы юный музыкант понимал, что он не просто дует на трубе. Самые младшие учатся играть на тенорах, альтах, потом начинают брать баритон, басы и постепенно осваивают все музыкальные инструменты. Сам Георгий Викторович на теноре отыграл 25 лет, он прекрасно владеет всеми видами духовых инструментов и играет на барабанной установке. Духовые распределяются по голосам и звучанию, чем больше инструмент, тем ниже звук. Чумаков демонстрирует хранящиеся в шкафу медные инструменты:

– Чтобы представление имели, а то для всех труба да труба. Они подразделяются: вот это труба, это флюгельгорн, наподобие, но вид у него совсем другой. Это альты, вот тенор, он побольше. Вот это баритон, и самая большая труба – бас.

Инструменты были приобретены в разные времена, к примеру, тенор, на котором четверть века дул Георгий, хранится здесь еще с 50-х годов, до сих пор в строю трубы, приобретенные в 70-80-х годах. Инструменты дарили на юбилейные даты, закупали по областной программе, в 2012 году за второе место областного фестиваля «Байкальские родники» получили сертификат в 200 тысяч рублей на развитие оркестра, на эти средства был приобретен комплект инструментов, также в числе приобретений концертные пульты для нот.

Несмотря на то, что у оркестра есть свой автобус, чтобы выехать на мероприятия, участники со своими инструментами стараются попасть на школьный ПАЗик, где места побольше и проходы шире. Экипировка серьезная, ударные и басы занимают много места, с собой оркестранты берут и пюпитры, и концертные костюмы. За долгие годы своего существования духовой оркестр выступал на многих концертных площадках районного и областного уровня. В 2007 году уже под руководством Георгия Чумакова впервые участвовали в фестивале «Сибирские фанфары» в Братске. Это был первый областной фестиваль духовых и эстрадно-духовых оркестров, который через несколько лет вышел на всероссийский уровень, и духовой оркестр из Олонок является его постоянным участником. И конечно, не проходят без участия коллектива мероприятия в родном селе, и празднования Дня Победы, когда торжественная живая музыка гулким эхом отзывается в сердцах слушателей.

Мария НАДЕИНА

 

1035

Оставить сообщение: