icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Иркутское время
17:28
Понедельник, 2 Августа
Рекламный баннер 990x90px top

Родной язык, как иностранный

2019-03-08

Открыл мероприятие, поприветствовав участников, мэр района Сергей Середкин. Вел совещание заместитель губернатора Иркутской области, руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Анатолий Прокопьев. В работе совещания приняли участие его заместитель Андрей Дмитриев, начальник отдела по национальным языкам и национальным видам спорта Вениамин Хингеев, заведующая кафедрой этнорегионального образования Института развития образования Иркутской области Арюна Дармаева.

руководитель РМО учителей бурятского языка и литературыС докладами о проводимой работе выступили Дарима Мунхоева, начальник управления образования района, Анна Соболеева, руководитель РМО учителей бурятского языка и литературы, Аграфена Бальхаева, педагог дополнительного образования Боханского детского сада №1, Генриетта Хоренова, директор Хохорской СОШ, Валентина Бадагуева, преподаватель Тарасинской СОШ, Тамара Жамьянова, руководитель фольклорного ансамбля «Ургы». Совещание прошло в формате живого обсуждения, доверительного разговора, где каждый мог высказать свое мнение по сохранению и развитию языка.

Это третье совещание, которое состоялось на территории округа, проблема обсуждалась в Баяндаевском и Эхирит-Булагатском районах, встречи такого формата запланированы во всех шести районах территории. Как пояснил Анатолий Прокопьев, руководитель администрации УОБО, конкретные предложения, выработанные после всех совещаний, будут донесены до Губернатора области на Совете по делам округа.

К большому сожалению, бурятский язык, язык коренного народа уходит из обихода, подавляющее большинство бурят не говорит на родном языке. ЮНЕСКО он признан одним из исчезающих на земле, вместе с ним народ теряет свою идентичность, и попросту будет поглощен глобализацией. Возможно, это участь всех малых народов, проживающих в большой стране, которая не родственна им в языковом плане.

Для сохранения бурятского языка властью предпринимаются определенные меры, выделяются немалые средства из областного бюджета, в 2012 году была впервые принята долгосрочная целевая программа, благодаря которой значительно укреплена материально-техническая база кабинетов современной оргтехникой и оборудованием, проводились различные мероприятия, закупались учебные пособия. Недавно выпущен учебник для занятий в первом классе, в планах выпуск для вторых, третьих и четвертых классов. Учебники были разработаны с учетом западных диалектов, те, что выпускаются в Бурятии, не совсем отвечают требованиям нашего региона и сложны для наших учеников. В образовательных учреждениях изучается единый литературный язык, а местные диалекты педагог может дополнительно использовать на занятиях.

Несмотря на все предпринимаемые меры, проблема остается - подрастающее поколение не говорит на языке предков, лишь единицы могут похвастать его знанием. Да, и большинство взрослых не владеют им. Родной язык стал, как иностранный. Многие родители пишут заявления об отказе в его изучении, для того чтобы в последующем не сдавать экзамены по языку, который стал для них настолько сложным и чужим.

Из докладов, прозвучавших на совещании: в Боханском районе буряты составляют 22% от всего населения и компактно проживают в 6 муниципальных образованиях. В 7 школах, детском саду №1 и Харатиргенской НШДС 630 детей изучают бурятский язык. Для этого отводится факультативно один час в неделю, что, конечно, недостаточно, за такое время невозможно научить языку. Это последствия перевода на пятидневное обучение. В районе 13 преподавателей с высшим образованием и 2 со средне-специальным.

Проводится работа, направленная на улучшение ситуации, конкурсы на лучший кабинет бурятского языка, лучшего учителя-языковеда, организовывались олимпиады, конкурсы, концерты, проводился этнографический диктант и т. д. Участие в конкурсах окружного и областного масштабов нередко приносило призовые места боханским участникам. Например, в окружном заочном конкурсе народных сказок 3 место занял Тихоновский детский сад, где бурятский язык не изучается. В прошлом году в региональном фестивале победителем стала Анна Соболеева, педагог Ново-Идинской СОШ.

В 2015 году в школы района поступило 1015 экземпляров учебников по родной речи. Фольклорные ансамбли вносят свой вклад в сохранение языка, традиций и обычаев. Особенно в этом плане отличается хохорский ансамбль «Ургы», сохранивший практически уже утраченные старинные обряды, и передающий их молодому поколению - детскому ансамблю-спутнику.

В протокол по итогам совещания вошли рекомендации по разработке в районе муниципальной программы по сохранению и развитию бурятского языка, в округе-ведомственной целевой программы. Больше внимания привлечению молодых педагогических кадров, также рекомендовано ввести в штатные расписания всех детских садов должности «педагог дополнительного образования» для преподавания языка. Проводить системную работу с родительской общественностью. И при отработанной системе мониторинга отслеживать результативность и эффективность всех предпринимаемых мер.

В выступлениях участников совещания прозвучали предложения по улучшению ситуации: увеличить количество часов преподавания, системно, не прерывая цепочку детский сад-школа, создать на базе одной из них инновационную площадку для апробации разрабатываемых учебно-методических комплексов. В текущем месяце необходимо выбрать школу и сад для такой площадки. В педагогическом колледже создать условия для подготовки учителей бурятского языка. Прозвучало предложение об открытии в округе лицея с углубленным изучением языка и занятий национальными видами спорта. Для обмена опытом детям и педагогам организовывать выезды в Агинский округ и Бурятию для участия в различных конкурсах, олимпиадах и семинарах.

Речь шла также о необходимости налаживания семейно-бытового языкового общения, отсутствие языковой среды одна из причин забвения родной речи. Для этого нужно заняться организацией курсов для взрослых, менять сознание людей, разработать комплекс различных мероприятий, показывающих значимость знания языка и традиций, уважительное к ним отношение, масштабно и планомерно занявшись их реализацией.

Елена СЕКРЕТАРЕВА

1012

Оставить сообщение: